Монументальная живопись, художник Мара Даугавиете Раннее творчество Мары Даугавиете Зрелые годы, работы художника Мары Даугавиете Поздние работы Мары Даугавиете Графика Мары Даугавиете

Это очередная выставка известных авторов, как мне показалось, наиболее продуманно отобранная из всех предыдущих, а я бывал на многих из них. Георгий предпочел основой экспозицией сделать портреты своих современников, а Мара – крымские пейзажи разных лет. Таких работ у них оказалось так много и такого высокого качества, что хватило на большую выставку.

Художники эти известны, прежде всего, как мастера остросоциальной темы, арбитры в вопросах общественной морали, хранители семейных ценностей. Таковыми они помнятся на выставках переломного времени. Я причисляю их к мастерам критического направления: Виктору Попкову, Наталии Нестеровой, Татьяны Назаренко и др.

На сей раз они решили показать прежде всего свою натурную работу. И в этой части их творчества я нахожу значительные достижения.

Мара Владимировна – художник мощного темперамента; ее взгляд на природу Крыма остро своеобразен. Ведь огромное количество русских художников «осваивало» этот экзотический уголок нашей земли. Их было так много: и гениальных и посредственных со времен Айвазовского до наших дней, что завеса штампа накрыла эти легендарные места. Казалось, трудно найти какой-то нетривиальный подход, посмотреть новым, промытым оком, на это море, скалы, растительность. Мара Даугавиете нашла, и мне кажется, без специальных усилий, как человек от природы обладающий именно таким, а не другим, способом видения действительности. У нее обобщенно-монументальный, я бы сказал, эпический взгляд на Крым. Это выражается, прежде всего, в композиции. Ее вещи, хотя они писаны с натуры, не совсем этюды. Это, пожалуй, картины. Ее цвет не выдуман, он взят из реальной жизни, но он сугубо индивидуален. Я знаю, как трудно превратить натурный экспромт в картину. Это мало кому удавалось. Художник на пленере подвержен массе неудобств: жарит и слепит солнце, меняется освещение, меняется погода, прохожие заглядывают к тебе через плечо, хочется пить и т. д. Только твердо сосредоточенного на своей задаче художника ничто не может отвлечь от его цели. Такова Мара Даугавиете, если судить по результату.

В работе Георгия Уварова я давно замечал некую теплую поэтическую наивность. На этой выставке композиционных работ мало. В основном это натурные портреты разных лет, которые раньше он не показывал. Мне, старому человеку и реалисту приятно видеть, наконец, на фоне множества модерновых выставок добротное и строгое рисование без фокусов и вранья. Его портреты просты и убедительны. Глядя на них, понимаешь, что реализм далеко еще себя не исчерпал (как думают многие), и жизнь его не ограничена временем: он существует много веков и не собирается исчезать, ибо ничто, ни какая выдумка, не может соперничать с действительной жизнью.

Эти супруги за уже долгую совместную жизнь в своем творчестве естественно влияют друг на друга. Они несомненно составляют некий ансамбль, но при этом каждый полностью сохраняет свою индивидуальность.

На этой выставке я ощутил настоящее эстетическое наслаждение, которое давно не испытывал.

Анатолий Иткин, заслуженный художник России

25 февраля 2017 года

читать подробнее о Крымской теме М.Даугавиете

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить