Не так давно, в конце февраля 2017 года в зале Товарищества живописцев была показана выставка Мары Даугавиете и Георгия Уварова.
Явление семьи художников, соработничество индивидуальностей, погружённых в творчество, - материя таинственная и достойная восхищения. Наполненная событиями творческая биография двух художников началась в конце 70-х гг. Опыт Мары и Георгия особенно интересен потому, что собственная семья стала для них важнейшим предметом художественного исследования. Живопись и семейные ценности соединились в одном пространстве, образовали общую художественную ткань, в которой жизнь порождает искусство и, наоборот, искусство утверждает жизнь. И действительно, кто может похвастать семейной хроникой, запечатлённой во многих десятках, если не сотнях живописных произведений. В этой удивительной атмосфере выросли дочки – Мара младшая и Майя. Для них, кажется, без всяких усилий, самым естественным образом был создан домашний театр. Рукодельные декорации, куклы, костюмы, сами персонажи и прочие участники представлений, последовательно перешли на холсты Мары и Георгия. Более того. Дух творчества, переполнявший художников, вырывался во вне. Мара и Георгий находились в центре больших театрализованных выставок, включавших в себя элементы карнавала, выступления художников и их детей («Рождество на Арбате»).
В живописи Мары Даугавиете без сомнения выражен дух 80-х с их беззаботностью, внутренней свободой, предощущением перемен. В том, как художник наблюдает действительность не было заданности. Было, скорее, ожидание: что же из всего этого получится, какое представление готовит автор всех пьес?
Поистине огромное количество картин, разнообразие тем, разработанных Марой Даугавиете, говорит о природном любопытстве, искреннем интересе к жизни, замечательном трудолюбии и работоспособности. Её сюжеты, связанные с жизнью семьи, судьбой художника, возвышаются до значительных философских обобщений. Достаточно вспомнить многократно повторённый художником, не в смысле копирования, а в смысле обращения к сюжету «Сон семьи».
Природную мудрость, глубокое осознание «устройства» жизни сопровождает игровое начало. Оно заметно не только в сложных многофигурных композициях и сюжетных сценах, столь узнаваемых и характерных для художника, но и в простом пейзаже.
Свою часть настоящей экспозиции Мара посвятила пейзажам Крыма. Были представлены 34 работы, созданные на крымском материале. Выразительный образ южного пейзажа становится одним из важных элементов творческой лаборатории художника уже в начале 80-х. Пейзаж Мары Даугавиете эпичен. Это и место любования, где сосредоточена красота и непреклонность мира, и подмостки грандиозного представления. Причудливый, «говорящий» крымский ландшафт почти непроизвольно складывается в выразительные мизансцены. На фоне скалистых обрывов, в присутствии выжженных солнцем безлесных холмов так естественно могли бы звучать слова античных трагедий.
Отчасти сложнее охарактеризовать творчество Георгия Уварова. Его живопись стремится к крайней простоте формы, что совсем не означает простоты высказывания. Художник в каком-то смысле не позволяет ей вмешиваться в разговор со зрителем. Всегда на первом плане – мысль, выраженная скупыми средствами. Эти работы в чём-то близки фреске – не живописуют, а иллюстрируют ключевые идеи, мировоззренческие формулы, волнующие художника. Линейный контур, едва дополненный моделировкой объёма, замыкает крупно взятые фигуры, намечает детали интерьера: открытую дверь за спиной действующих лиц, фрагмент мебели – всё остальное не имеет значения. Из работ этого плана художник показал всего 5 живописных холстов («Материнский покров» 2010 г., «Вместе» 2013 г., «Любовь небесная, любовь земная» 2015 г., «Притча о блудном сыне» 2013 г., «Старость это гадость» 2010 г.).
Основное внимание в рамках выставки Георгий Уваров уделил искусству портрета. Было представлено более двадцати работ в технике пастели. Жанр этот совсем не простой. Речь идёт о самостоятельных законченных произведениях, обладающих не только внешним сходством, но и сходством внутренним. Лучшие из них созданы в 80-х гг., обладают эффектом присутствия и передают высшую степень концентрации психологического состояния портретируемых: «Ирина Ваграмова» (1986 г.), «Аннамухаммед Зарипов» (1990 г.), «Спящий Ушанги» (1985 г.), «Алла» (1986 г.), «Тарусский мужик» (1983 г.). Жемчужиной коллекции без сомнения является небольшой портрет жены художника: «Мара» 1983 г.
Илья Трофимов
5 марта 2017 года