Тексты

 

Это имя не из тех, что сегодня у всех на устах. Живопись Мары Даугавиете, традиционная по материалу (холст, масло), сдержанная по ее выразительным средствам, обращена лишь к внимательному, восприимчивому и воспитанному главу. Нельзя сказать, что у художницы тихий голос, камерная манера. Однако она и не из тех, кто хватает зрителя за горло (или хоть за полы). Здесь нет перенапряжения связок, стремления перекричать кого-либо. Нет экспрессии, подавляющей гармонию, ревущего цвета. Эта живопись не поражает, но ищет сочувствия, к которому готов бывает далеко не каждый зритель нынешних шумных выставок.

Зато я думаю, что это имя — надолго. Это не фейерверк, что, отсверкав в небесах, гаснет, оставляя вместо себя сизый дымок. Мне кажется, что оно, напротив, возрастает. Очень медленно, но зато неуклонно. У ее живописи есть внутренняя наполненность и достоинство. Индивидуальность не внешняя, не одной только живописной манеры, а способов осознавать и ощущать жизнь, мыслить и чувствовать. За нею — прочная система внутренних ценностей: эстетических, духовных, моральных. Искусство Мары — философское, но без философствования, значительное, но без ложной монументальности и пафоса.

Мара Даутавиете — художница картины. В основе каждой ее работы, большой или малой, — не непосредственное впечатление, не этюд с натуры, но целостное представление о каком-то жизненном явлении или проблеме. Ее искусство весьма чувствительно к состоянию окружающего мира, общества, социальной среды. Чувствительно, но отнюдь не склонно к прямому, зеркальному отражению. В редких случаях картина реагирует прямо на событие: "Погром в Баку" (1989). Обычно же художница умеет найти зримую и емкую форму для воплощения самого духа времени. Форму, разумеется, метафорическую, но очень наглядную.

 

"Живопись Мары Даугавиете известна посетителям московских выставок с конца 70-х гг. Она без сомнения таит в себе открытия и удовольствия не только как образец стиля, но и как собрание идей, как целостное художественное явление. Мара Даугавиете находится в самом расцвете творческой активности. Созданное ей к настоящему времени столь велико, богато и разнообразно, что не может быть охвачено одним взглядом. Потребуется немало страниц серьёзного текста, чтобы описать и систематизировать столь значительный и глубокий материал.

Но помимо многих возможных подходов – из того, что лежит на поверхности – весь корпус произведений Мары можно и необходимо рассматривать, как дневник. «Дневник», написанный в красках, маслом на холсте. Он включает в себя не страницы, но сотни замечательных этюдов, пейзажей, натюрмортов, портретов и многофигурных композиций символического содержания.

 

Человек всегда индивидуален, когда говорит своими словами из глубины своего сердца, даже если говорит о том, о чём до него многократно высказывались другие. То же можно отнести и к художнику, который высказывается в своих картинах. Поэтому разговор о работах Мары Даугавиете надо начать с неё самой, ведь характер художника, круг общения, отношение к жизни естественным образом отражаются в его творчестве.

Первая особенность Мары – чрезвычайная работоспособность. Творческий путь исчисляется сотнями полотен. Уже в ранних юношеских работах обнаруживаются узнаваемые индивидуальные черты. Работоспособность Мары – не принудительное служение выбранному делу, а счастливая увлечённость, жажда поймать и перенести на холст подсказку, приносимую летучим вдохновением. Стоит помедлить и ускользающие тающие намёки исчезнут, замысел помутнеет и угаснет. Занавеска окна вздувается, клубится, заполняет пространство мастерской мощными складками. Художница вскочила ранним утром, как была, в ночной рубашке, и пишет, торопливо перенося на холст внезапно открывшееся решение. «Вдохновение» имеет несколько вариантов: «Белое вдохновение» (1980), «Красное вдохновение»… Мара Даугавиете хорошо с ним знакома.

 

В ее работах нет беспочвенных деклараций, претенциозности, посягательств на нечто недоступное. Живописные полотна подкупают искренностью и непосредственностью чувства, проникновенными интонациями. Свои темы художник черпает из того, что видит вокруг. Ей интересны все проявления жизни — рождение, смерть, любовь, волнуют вечные сюжеты. На не всегда податливую плоскость холста переносится пережитое, близкое, идущее от сердца.

Сюжеты выстраиваются в единую линию, развитие идет в результате строгого отбора, отказа от ненужного, в зависимости от появления новых впечатлений. Иной раз необходимая интонация долго кристаллизуется, ищется годами, холст откладывается, и через какое-то время происходит возвращение к нему. Идеи запасаются впрок на тот случай, когда не теснят новые темы, чтобы не терялось напряжение, определенный ритм творчества. Старые эскизы, наброски часто служат отправной точкой для создания нового произведения. Художник берет на вооружение образные средства разных направлений, стилей — все то, что необходимо для достижения большей выразительности. Интерес вызывают и экспрессионисты, и художники Северного Возрождения, и венецианцы с их ощущением цвета, нервной импульсивностью чувств. Способ работы М. Даугавиете — аналитический. Сначала отстраненное всматривание в течение жизни, а затем выводы и обобщения. Она стремится, чтобы при восприятии живописного полотна оказывалось несколько слоев, но один из них — архетипический, основной. Стараясь проследить в содержании связь с прошлым, с традицией мирового искусства, художник создает послания в будущее, соединяющие века. Например, картина «Сон семьи» (1984), говорящая о беззащитности человека, бегущего в природу от тягот цивилизации, заставляет вспомнить библейский сюжет «Бегство в Египет», известный по классической живописи. Многие произведения Мары вполне могут быть названы картинами-письмами, картинами-впечатлениями. Некоторые из них объединяются в серии, например «Времена суток», «Домашний алтарь».

 

В искусстве нашего времени можно заметить одну закономерность: когда художник устаёт от окружающего, он устремляется в прошлое, туда, где человеческая мысль поработала над хаосом, одухотворила быт, придала всему случившемуся законченность большой идеи. Полная ясность - плод учёного созерцания. Художественному импульсу ближе другая категория познания, имя её гармония. С этим чувством связано стремление к правде, к осознанию того, что истина всегда внутри человека, вдохновенного творца и безжалостного разрушителя.

Творчество Мары Даугавиете проделало любопытную эволюцию во времени. Начав реализовывать себя как приверженец острой социальной темы, автор ищет в своих живописных построениях выхода иных, духовных, интенций, акцентируя в избираемых сюжетах некий положительный баланс жизненных сил. Гармония как образная ориентация поиска заставляет сменить язык: на смену жёсткой линеарности в духе мастеров Северного Возрождения приходит цветовая раскованность, работа с насыщенным цветом. В стилистике картин появляется мягкость формы, идущей от традиции художников Средиземноморья.

Индивидуальной особенностью композиций Даугавиете является тонкая паутина рассказа. Повествовательность не довлеет над миром вещей, а открывает возможность ощутить внутреннюю связь предметов. Владея даром (достаточно редким) умного наблюдателя, художник наполняет жизнь персонажей бесконечными коллизиями, представляющими действительность в неожиданных и парадоксальных ракурсах. С поразительной настойчивостью повторяется мотив сна, это сугубо интимное состояние у Даугавиете приобретает "общественное" звучание. Атмосфера тягостного дремотного погружения объединяет персонажей таких разных по сюжету картин как "Ожидание" 1982, "Спящие" 1990, "Реквием" 1990, "Пляж" 1991. Схваченные в разных ракурсах композиции заснувших фигур становятся поистине откровением социального содержания.

Образу всеобщего полузабытья художник противополагает момент физического движения. Течение человеческой массы в картинах "Эскалатор" 1967, "Вход и выход" 1387, "Переход" 1989, "Встреча живых и мёртвых" 1989, лишь видимость выхода во вне. По сути перемещение людей в пространстве — это бесконечное воспроизводство установленных циклов жизни, художник подводит к мысли: толпа не может быть выразителем собственной воли.  Механистичность существования современного человека — главный вывод этих работ.

Упомянутая выше творческая метаморфоза Даугавиете состоит в следующем. Для метафорического взгляда на мир важным для автора становится не только точно продуманный сюжетный ход. Её заботит общий эмоциональный настрой поведения персонажей. Её живописная манера не стремится фиксировать "объективную" реальность, а улавливает в характеристике действия некий музыкальный камертон. Динамичность, пестрота толпы в картинах "Принесение даров художнику" I988, «Ловля птиц» 1993, "Художник и зрители в парке" 1995, позволяет ощутить радость жизни. Не порывая с коллективисткой природой образа, художник меняет позицию. Формируется линия, которая даёт возможность говорить о классической традиции изображения человека. Современность при этом предстаёт в остранённом виде, открывая в интерпретации образов параллели самых широких художественных ассоциаций — от Брейгеля до Ватто.

Не чужд Даугавиете и психологизм — тонкий взгляд художника различает в персонажах  картин "Эпитафия" 1988, "Птичий рынок" 1993, "Торгующий, Сумерки" 1993, "Паломники в Загорске" 1998, "Девочка на траве" 1998, ту меру искренности, которая становится сутью происходящего. Камерность небольшого формата композиций несёт в себе определённый смысл, поддерживая концепцию бережного отношения к хрупкому, легко ранимому внутреннему миру человека.

Так в сущности художник вступает в своеобразную полемику с собственными представлениями о порядке вещей, о месте и роли человека. Позиция, на наш взгляд, примечательная. Она удивительным образом соответствует переменчивому духу переживаемой эпохи. Упрямая мысль взыскует истины.

Галина Плетнёва, доктор искусствоведения.

 

 

Муж и жена, они познакомились в художественной школе Краснопресненского района, но окончили разные институты: Мара - Полиграфический, Георгий - училище "Памяти 1905 года", затем - Строгановку. Выставленные вместе, их работы создают некий парадокс: глядя на них, трудно сказать, кому из них - мужу или жене принадлежит та или иная картина. Так, серия портретов и мягких, лиричных, очень камерных вещей, воспевающих простые, земные радости семейной жизни ("В нашей комнате", "Игра в карты", "В ванне", "День рождения") созданы не женщиной, как можно было бы предположить, а бородатым мужчиной. А серия монументальных, несмотря на сравнительно небольшие размеры, полотен, обнаруживающих влияние старых итальянцев и часто довольно жестоких ("Погром в Баку", "Паломники в Загорске", "Содом") написаны хрупкой и обаятельной женщиной. На творчество художницы оказал влияние и Брейгель. В некоторых ее работах ('Погром", "Арбатский переход", "Портрет толпы") персонажи, сходны с брейгелевскими, вписаны в московскую толпу и прекрасно чувствуют себя среди людей XX века. Мара Даугавиете любит сложные, в средневековом духе аллегории. Черный двойник - второе "я" художника, властно вторгается в ее жизнь ("Автопортрет с двойником"). В жутком и трогательном полотне "Встреча живых и мертвых" на сельском кладбище в День поминовения живущие ныне встречаются с толпой ушедших из жизни. Это не кошмар в духе средневековья, здесь нет ни страха, ни противостояния Жизни и Смерти. Живые преклоняют головы перед памятью ушедших, а те, выйдя из могил, благодарно благословляют потомков на счастье.

Выставленные вместе работы двух художников, как бы дополняя друг друга, соединяют микро - и макромир, заставляют нас глубже, пронзительнее ценить простое человеческое счастье, такое хрупкое в этом сумасшедшем мире.

Олег Торчинский.



«…Мара Даугавиете с большим интересом использует традиционные формы из семантического арсенала художников 70-х — начала 80-х годов с их тяготением к аллегории и метафоре. У Даугавиете новаторская постановка нравственно-философских проблем, острота их осмысления и обнаженность переживания. Здесь жизненные коллизии формулируются в сугубо литературном ключе. Присущие ей неординарность, а часто и парадоксальность мышления заставляют вновь и вновь возвращаться к ее холстам. В них, несомненно, слышны отзвуки определенных культурных пластов. Это и немецкое возрождение и современная "прибалтийская школа живописи". Однако это не мешает видеть в М.Даугавиете вполне сформировавшегося художника, с четкими, определившимися позициями в жизни и искусстве».

искусствовед Светлана Гильман.

 

Остановить мгновенье... Для этого художника известное словосочетание означает вовсе не фотографическую точность деталей бытия.

Живопись Мары Даугавиете, российской художницы с латышскими корнями – это ощущение себя и всех нас в бесконечных пространстве и времени, это восхищение красотой мира и одновременно понимание его диалектики, соединяющей свет и тень.

Цельность характера, ясность ума, редкая сегодня у представителей искусства уверенность в границах добра и зла – эти свойства личности Мары диктуют полотна, забыть которые невозможно.

Наталья Аксёнова.
 

30-го мая 2013 года ушла из жизни мать Мары Даугавиете - скульптор и керамистка Луция Августовна Даугавиете. Вечная ей память.

Эссе Мары о своей матери - http://maras-pictures.com/index.php/lit/63-mother

 alt alt

 

Помещаем здесь эссе Луции на картины Мары:

"Из коллекции картин Мары Даугавиете.

Линия горизонта мягко изогнута, как линия тела, с выпуклостями, впадинами, заострениями. Ее местами перечеркивает силуэт одинокого деревца; вдали, в дымке, громоздятся чуть видимые розовые гряды горной породы.

В подножиях скал разбросаны камни – следы вековых движений земли. Пристальный взгляд находит между камнями группки спящих овец – от жары друг к другу тесно прижавшись тени ищущих.

Тоненькой раздвоенной тесьмой все пересекает голубо-серый ручей, то появляясь, то исчезая между камней.

Трава жухлая, но в расщелинах чуть видимо зеленеет.

Все тихо; в небе вдали беленькая точка – вроде бы облако. Козы в тени искривленных деревец застыли. Жара все объединила. Люди, их толпы, прошли куда-то вдаль. Торжественная тишина и гармония.

Состоялся пейзаж. В сторонке почти незаметные следы – МД

alt

Золотом поблескивает обрез старинной открытой книги о вечности ТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА ; перо, провожающее в путь.

Земная жизнь: гербарий из травинок и лепестков, песок, усилием воли превращенный в стекло, бумагу, ткани... Изломы черной материи. Основа всему – черный цвет, как символ неизбежности превращений вся и всех

И – серо-голубоватая необъятная бесконечность.

Луция Даугавиете"

alt

 

 

С 13 по 22 марта в Доме Художника на Кузнецком, 20 прошла выставка "Многоликий КВАДРАТ", организованная Арт-группой "ПолиГрА" (объединяет членов МОСХ, окончивших графический факультет Московского Полиграфического Института в 1960-х годах, состав участников выставки несколько расширен мастерами старшего поколения и более молодых выпускников МПИ).

 Статья о выставке "Четыре взгляда на квадрат"

Мара Даугавиете, в связи с темой выставки, высказала, что значит для неё формат работы - Квадрат:

"Среди множества картин есть у меня и такие, пластические решения которых требуют именно квадрата. Я в этом убедилась, пробуя разные варианты композиций на различных форматах. Квадрат самый статичный, очень замкнутый, наиболее геометричный формат из всех. Пространство квадратной картины очень условно, у меня есть ощущение задней стенки этого пространства, как бы отсекающего из бесконечного естественного пространства нашей жизни объемный куб, объем скульптурного пространства для создания условной модели жизни. Жизнь этого условного пространства становится упорядоченной ритмической связью внутри себя. И это делает время внутри условным, застывшим. Пространство этого замкнутого куба становится вневременным. Возникает разреженность, тишина, в которой остается только музыка ритмических связей внутри картины. Можно строить гармоническое равновесие, ясность, обозримость, нерасторжимость изображенного. Попытаться кристаллизовать эту данность в формулу жизненной красоты. И тут квадрат незаменим. Живописные средства помогают в этом: спаянность цветовых пятен, плотность цвета, материальная весомость изображения. Гармоническое единство человека и его среды, равновесие человека и окружающего мира теперь стало редчайшей ценностью в нашем суетливом, замусоренном бытовании. Когда за массой людей (уже даже и не количеством, а только массой!) с трудом можно разглядеть личность – а ведь это и есть главная ценность, – а среди хаоса вторичной рукотворной среды обитания человечества с еще большими трудностями вычленить кусочек естественной природы, в меру облагороженной человеком. Спасти что-то из этого, перевести во вневременное бытие – вот какая задача меня привлекает. Торжественность, строгость архитектоники внутри квадрата есть медитационный прием. На этом пути подстерегают и опасности, что и говорить! Недостаток живого, несвобода, скованность, детерминированность, статичность, схематичность. Задача художника в том и состоит, чтобы решить эту проблему с помощью своего таланта, ума и чувства, найти живую, и свою, формулу красоты, композиционно острый замок, стягивающий смысловые и эмоционально-образные нити."

 

Мара Даугавиете

14 февраля 2012