Осенью 1971 года я начала посещать мастерскую Моисея Тевельевича Хазанова на Масловке, который готовил абитуриентов в Полиграф (Полиграфический институт, ныне - Академия Печати). Определил меня туда Юрий Константинович Бурджелян, за что я ему благодарна – это оказалось судьбоносное решение.
Мы рисовали модель, портрет с руками, то, что должно было быть на экзамене. В группе было 4-5 человек, обычно двое поступали каждый год. У меня было в запасе два года. И была еще подготовка: я училась в Краснопресненской художке с 7 класса, и бросать ее не хотела. Хотя Хазанов говорил, что у двух докторов не лечатся. Его бесила манера рисовать по правилам, не конкретно, а вообще, не обращая внимания на индивидуальные особенности. Хазанов не считал себя рисовальщиком, однако, имел свою систему. Надо было передать характер, остроту, выразительность. Рисунок был по преимуществу линейный, иногда использовался тон, скорее даже пятно, но только если этого требовала модель. Он восхищался Модильяни, его линейной выразительностью. Волшебством было его прикосновение к нашим рисункам – они буквально оживали, стоило ему прикоснуться к ним пальцем и размазать бровь или, там, скулу!
Уже поступив в институт в 1973 году, я продолжала ходить на занятия еще год. Мне повезло, что у меня был такой учитель. Спасибо Моисею Тевельевичу Хазанову, который открыл мне глаза!
5 апреля 2012
Мара Даугавиете